Туристские потребности и экспектации молодёжи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из общего количества опрошенных в 113 работающими оказались всего 45 человек молодёжи в возрасте от 17 до 30 лет. Согласно представленной таблице наиболее часто рабочая неделя современного молодого человека составляет от 31 до 40 часов (28,88 %). Не намного меньше молодёжи работает в неделю от 41 до 50 часов (24,44 %). Ещё реже встречается рабочая неделя продолжительностью от 51 до 60 часов (15,55 %). Далее с одинаковым количеством процентов (по 11,11 %) располагается рабочая неделя продолжительностью 21–30 часов и занятость молодёжи всего 2–10 часов. На пятом месте находится рабочая неделя, длящаяся 71 и более рабочий час (6,66 %). Последнее место принадлежит двум различным по продолжительности рабочим неделям: от 11 до 20 часов (2,22 %) и от 61 до 70 часов (2,22 %). Таким образом, мы видим, что у современного молодого человека рабочая неделя составляет около 5 рабочих дней при 8 часах работы. Возвращаясь к мысли М.Кастельса, подробно рассмотренной в параграфе 1.2, мы можем отметить то, что в условиях российской действительности мы не можем утверждать, что в сложившихся условиях «рабочее время потеряло своё традиционное центральное место в жизненном цикле» [34]. Так как из результатов исследования мы видим, что из семи дней недели современная российская молодёжь тратит на работу пять дней с восьмичасовым рабочим днём. Такая рабочая неделя для нашей страны характерна на протяжении уже многих лет. Полученные результаты анкетного опроса более соответствуют мысли М.Кастельса, к которой он пришёл в результате выявления тенденции рабочего времени населения по странам мира за 20 лет. Так он пишет: «нетрудно увидеть несколько явных тенденций увеличения числа отработанных часов, по крайней мере в некоторых странах и для некоторых групп рабочих в различных странах. Эти тенденции могут свидетельствовать о возрастающей дифференциации продолжительности рабочего времени между странами и внутри них, происходящей после долгого периода стандартизации и гармонизации рабочего времени». Таким образом, мы видим, что у нас наблюдается параллель между западными обществами и Россией, когда это касается дифференциальных различий между странами. Что ещё раз возвращает нас к мысли о том, что у России всегда был и остаётся свой путь становления общества и культуры. Мы можем предположить, что к нашему исследованию применимо выражение Ж.Бодрийяра о том, что «собственно говоря, потребление неистребимо именно потому, что основывается на некотором дефиците». В уточнение данного утверждения Ж.Бодрийяр пишет, что «потребление именно потому столь неистребимо, что это тотально идеалистическая практика, которая за известным порогом уже не имеет более ничего общего с удовлетворением потребностей или же с принципом реальности. Дело в том, что проект, сообщающий ей динамику, всегда оказывается разочарован подразумевающей его вещью. Получив неопосредованное существование в знаке, он переносит свою динамику на бесконечное и систематическое обладание всё новыми и новыми потребительскими вещами/знаками. Тогда потребление, чтобы остаться собой, т.е. жизненным принципом, должно либо превзойти себя, либо бесконечно повторяться. А сам жизненный проект, будучи раздроблен, разочарован и включён в знаковую систему, вновь и вновь возникает и отменяется в череде вещей. Поэтому мечтать об «умеренном» потреблении или же о создании какой-то нормализующей его сетки потребностей – наивно-абсурдный морализм» [13, с. 218]. В отношении потребления в туризме мы можем сказать следующее: оно ярко отражает дефицитность потребления. Рассмотрим, какие формы дефицита существуют в туризме. Так, в условиях российской действительности дефицит в туризме проявляется не в дефиците предложения туристских услуг. В российском обществе туристская услуга пока что доступна не всем слоям населения. Предположим, что дефицитными являются экономические, временные и социокультурные факторы, действующие в настоящее время. Для проверки данной гипотезы мы задали молодёжи следующий вопрос: хватает ли Вам времени на…? И далее перечислили позиции, по которым необходимо отметить наличие или отсутствие времени на эту деятельность. Результаты данного опроса отражены в таблице 2.18. Таблица 2.18 Хватает ли Вам времени на…?
|