Морфофункциональное развитие курсантов-спасателей |
Проблема медико-биологического обоснования занятий физическим воспитанием предопределяет изучение динамики физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья курсантов. Снижение двигательной активности при поступлении на дневное отделение ВУЗа обуславливает развитие гипокинезии и рост заболеваемости учащейся молодёжи. Восполнение потребной двигательной активности для поддержания здоровья курсантов за счёт оптимального подбора средств и методов физического воспитания стало важной задачей учебного процесса [9]. Как известно, здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития, функционирования органов и систем курсантов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Растущий поток информации, потребность более глубоких знаний от специалистов требует, и будет требовать все больше усилий от курсантов. В связи с этим перед высшей школой возникает ряд задач по решению вопросов рационального сочетания труда и отдыха курсантов, необходимости совершенствования методики преподавания и т.д. Исследования показали, что с улучшением антропометрических показателей физического развития, роста физической и умственной работоспособности у многих школьников и студентов отмечается различные отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, сколиозы, близорукость (миопия слабой, средней степени), нервно-психическая неустойчивость, снижение функциональной возможности кардио-респираторной системы, лабильность регуляции деятельности сердца и сосудов с преобладанием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, снижение сопротивляемости организма, которое играет значительную роль в высокой заболеваемости острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ) [9]. О том, что современная молодежь становится все слабее, что ее представители хуже прыгают, медленнее бегают, меньшее число раз отжимаются, можно прочесть во многих научных и популярных изданиях [14, 35]. В нашей стране это обычно объясняется гиподинамией, недостаточным вниманием к физкультуре в школе и детском саду, нарушением режима дня и питания. Зарубежные исследователи связывают это с хроническим недосыпанием, снижением интереса к активным занятиям спортом и туризмом. Физическое развитие и его показатели Понятие "физическое развитие" не имеет четкого определения. В широком смысле под термином подразумевается комплекс морфофункциональных показателей, характеризующих деятельность человека в биологическом плане. В.Г. Властовский (1976) определяет физическое развитие как комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень физического развития. Теоретически любой из морфофункциональных показателей жизнедеятельности человека может быть использован в качестве показателя его физического развития. Чем больше количество признаков положено в оценку физического развития, тем точнее будет сама оценка. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов". Некоторые исследователи вводят понятие "абсолютное здоровье" которое они рассматривают как идеальное, не существующее в реальных условиях состояние организма, служащее своеобразной точкой отсчета [14]. Такая модель создает условия для углубленного изучения проблемы здоровья индивидуума. Но поскольку эта модель абстрактна, в практической медицине она не может быть использована. |