Морфофункциональное развитие курсантов-спасателей

Как для теоретической, так и для практической медицины чрезвычайно важно определить понятие "практическое здоровье" и "норма", отклонение от границ которых можно считать болезнью, патологией. Некоторые ученые считают, то "норму" не возможно точно определить, поскольку каждый человек представляет собой "отклонение от нормы" Уильямс (R. Wjljams). Другие исследователи, в частности, В. Петленко, 1970 пишет: "Норма есть биологический оптимум живой системы". Хотя здоровье представляет состояние противоположное болезни, оно не имеет четких границ, так как существуют различные переходные состояния. В связи с этим возникло понятие "практически здоровый человек", у которого наблюдающиеся в организме отклонения от нормы сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности.

Здоровье – сложный показатель, формирующийся под влиянием комплекса внутренних причин и внешних воздействий. С.М. Громбах, 1964, 1967, В.И. Кардошенко и соавторы, 1980 утверждали о том, что здоровье растущего организма характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием. Ф.М. Туровская, 1976 и А.А. Минх, 1971, наоборот, указывают, что хронические заболевания вызывают ухудшение физического развития. Из выше сказанного вытекает, что существует тесная связь между уровнем физического развития, состоянием здоровья и работоспособностью курсантов.

В настоящее время общепризнано, что физическое развитие является одним из ведущих показателей здоровья. Еще недавно за основу в оценке физического развития, как ведущий признак принималась длина тела и все отклонения в росте: ниже М-1σ характеризовались как "физическое развитие ниже среднего" и наоборот, отклонения больше чем М+1σ характеризовались как "физическое развитие выше среднего".

На самом деле никакой-то признак в отдельности, а гармоничное их сочетание характеризует нормальное развитие. На практике физическое развитие определяется путем антропометрического обследования, в программу, которой входят: изменение параметров тела (рост, масса и т.д.), изменения ряда функциональных признаков (жизненная емкость легких, мышечная сила руки) и соматоскопическое обследование.

Показатели физического развития

· Рост (длина тела). Известно, что рост продолжается до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей. При этом периоды ускоренного рост перемежаются с периодами относительного замедления роста. Особенно заметен рост с 4 до 7 лет и в начале периода полового созревания, который длиться для девушек от 10 до 16 лет, а у мальчиков с 11 до 17 лет. Причем период, ускоренного роста у девочек начинается на два года раньше, чем у мальчиков. В этот период они, как правило, выше и тяжелее мальчиков. Окончательно прекращение роста тела наблюдается к 18-20 годам, а иногда и к 25 годам.

Измеряется рост с помощью ростомера или антропометра. Зависимость между ростом и возрастом в диапазоне от 3 до 14-16 лет близка к линейной.

С возрастом рост уменьшается. Так к 60 годам длина тела уменьшается на 2-2.5 см. К 80 годам на 5-6 см.

Влияние на рост оказывает и географическая среда, климат, образ жизни. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом способствую усилению роста, влияя на толщину и длину костей, и влияют на рост организм в целом в основном до 16-18 лет у женщин и 18-20 лет у мужчин. После 22 лет увеличить рост можно за счет исправления дефектов осанки (сутулость) устранения сколиозов и других недостатков тела.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7