Морфофункциональное развитие курсантов-спасателей |
Нахождение максимальных и минимальных величин является актуальным для своевременного выявления возможных отклонений состояния здоровья. Проанализируем, как изменялись показатели роста с первого по пятый курс. Так, на 1 курсе 75% курсантов имели средние ростовые показатели, а у 25% рост был ниже среднего. На втором курсе эти показатели улучшились: у 81% обследуемых – рост был в норме, у 6% - выше среднего, у 13% курсантов ниже среднего. На третьем курсе наблюдались следующие показатели: выше среднего – 6,5%, средние – 71%, ниже среднего – 19,5%, низкие – 3%. На четвёртом курсе нормальный рост имели 77,5% курсантов, выше среднего – 6,5%, ниже среднего – 13%, низкие ростовые показатели 3% обследуемых. Курсанты пятого курса имели следующие показатели: выше среднего – 9,5%, средние – 81%, ниже среднего – 9,5%. По результатам данных измерений можно сказать, что большинство курсантов-спасателей имеют ростовые показатели среднего и выше среднего уровня. Наблюдается положительная ростовая динамика, что свидетельствует о продолжающемся росте молодого организма. Рассмотрим динамику весовых показателей на протяжении пяти лет обучения. Нормальный вес имели 86% первокурсников, ниже нормы – 11%, и высокий вес наблюдался у 3% курсантов. На втором курсе были зафиксированы следующие результаты измерений: выше среднего – 16%, средние – 77,5%, ниже среднего – 6,5%. В конце третьего года обучения наблюдались такие показатели: высокий вес имели 3% курсантов, выше среднего – 13%, средние – 77,5%, ниже среднего – 6,5%. На четвёртом курсе 6% курсантов имели высокую массу тела, 13% массу выше среднего, 71% обследуемых имели нормальный вес и 10% ниже среднего. Курсанты-выпускники имели следующие весовые показатели: высокие – 6,5%, выше среднего – 22,5%, средние – 68%, ниже среднего – 3%. Из данных обследования можно сделать вывод, что масса тела большинства курсантов-спасателей соответствует их ростовым показателям, но зафиксированы и такие курсанты, у которых существует проблема лишнего веса. Это говорит о том, что данные курсанты не могут в полной мере освоить учебную программу по физической подготовке, а соответственно качественно овладеть необходимыми двигательными навыками и умениями в дальнейшей профессиональной деятельности. По результатам медицинского обследования таким курсантам должна быть назначена диета и разработан специальный комплекс физических упражнений. Рассмотрим ещё один показатель физического развития человека – жизненная ёмкость легких. Нормальную ЖЕЛ имели 64% курсантов-первокурсников, 52% второкурсников, 42% третьекурсников, 64,5% курсантов четвёртого курса и 61% пятого курса. Ниже нормы и низкие показатели имели 14,5% курсантов первого курса, 6% курсантов второго курса, 13% третьекурсников, 6,5% курсантов четвёртого года обучения и 10% пятикурсников. Выше нормы и высокие показатели – 21,5% курсантов первого курса, 42% - второго курса, 45% - третьего, 29% - четвёртого и пятого курса. Из данных обследования видно, что большое количество курсантов имеют хорошие показатели развития дыхательной системы организма. Также о развитии дыхательной системы свидетельствует такой показатель как окружность грудной клетки (ОГК). Пронаблюдаем, как изменялся этот показатель в течение пяти лет обучения. Так, на первом курсе были зафиксированы следующие показатели: высокие – 3,5%, выше среднего – 3,5%, средние – 93%. В конце второго года обучения 19,5% курсантов имели ОГК выше среднего развития, 77,5% - среднее, 3% - среднее. На третьем курсе у 10% курсантов высокое развитие ОГК, у 16% развитие выше среднего, 71% курсантов имеют нормальную ОГК и 3% - ниже среднего. Показатели четверокурсников были следующие: 6% - высокие, 10% - выше среднего, 84% - средние. На пятом курсе высокий уровень развития ОГК имели 3% курсантов, выше среднего – 23%, средний – 71% и ниже среднего 3% курсантов. Данное обследование подтверждает сделанный раннее вывод о хорошем развитии дыхательной системы организма курсантов-спасателей. |