Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов

Необходимо обращать внимание на учебу юных футболистов в общеобразовательной школе. По мере перехода юного футболиста из одной возрастной группы в другую, требования к повышению мастерства возрастают, количество тренировок и соревнований увеличивается. Сочетать учебу и занятия футболом становится сложнее. Чаще всего юный игрок больше времени уделяет футболу. Противоречие разрешается (хотя и не совсем) при создании специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (ДЮСШОР) на базе общеобразовательной школы, либо создаются отделения футбола при училищах олимпийского резерва. Также есть школы- интернаты по футболу. Тренеры осознают необходимость учебы юными футболистами. В противном случае из их учеников могут вырасти невежественные люди, а современному футболу нужны умные игроки. Это еще подметил в свое время В.А. Маслов: « .чем умнее и образованнее футболист, тем в большей степени он готов к творчеству на зеленом поле». Таким образом, футбол будет выполнять свою социальную роль в обществе. Думается, что совместная работа с родителями в содружестве с учителями общеобразовательных школ принесет положительный результат.

Проблема обучения юных футболистов заключается в том, что основа футбольного образования должна закладываться фундаментально, прочно. Все стороны обучения технике упражнений, тактическим действиям, специальной физической подготовке, психологической и моральной подготовке должны доводиться до конца. Юные футболисты рано начинают принимать участие в соревнованиях. Занятое место - результат работы тренера, и от этого зависит его заработная плата. При победах и высоких местах недостатки нивелируются, подчас скрываются за достигнутым результатом, исправление откладывается «на потом». При поражениях команды, когда явно видны недостатки, корректировать их бывает некогда из-за нехватки времени или нежелания. Нередко тренеры таких юных футболистов не ставят в основной состав, и они вынуждены долгое время ждать на скамейке запасных. Юный футболист либо сам уходит, либо его отчисляет тренер. Обучение требует длительного времени и кропотливого труда тренера. Поурочные программы, определяющие содержание учебно-тренировочного процесса на весь многолетний период подготовки от начального обучения до высокого спортивного мастерства, должны быть обязательными документами для выполнения тренерами (М.Т. Бащаков, 1980). Такая регламентация, позволит улучшить процесс обучения, уменьшить брак в работе, но не исключает творчества и инициативы тренеров. При такой постановке обучения повысится эффективность тренировочного процесса, улучшится качество подготовки резервов (В.П. Каргаполов, В.Ф. Лигута, E.H. Приходько, 1996).

Дифференциация и индивидуализация в подготовке юных футболистов. Работа тренеров с группой требует дифференцированного и индивидуального подхода к обучению и тренировке юных футболистов (Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х. Калмыков, 2007). Дифференциация - это не только работа по определению амплуа игроков, но еще и учёт различий у юных футболистов по темпераменту, физической подготовленности, протеканию психических процессов (внимание, память, мышление и т.д.), природных задатков и т.д. Индивидуализация - это выделение из группы талантливых игроков, с кем требуется конкретная работа по воспитанию «штучного товара» (Н.Г. Озолин, 2004). Деятельность тренера с таким игроком связана не только с учетом особенностей талантливого парня, но и с воспитанием у него трудолюбия; настойчивости, дисциплинированности, ответственности, самоотверженности и других, необходимых морально-волевых качеств (А.И. Михеев, 1997; С. Стоянов, 1978). Таких юных футболистов в группе и школе немного, и они требуют повышенного внимания всех, кто прямо или косвенно причастен к его подготовке. Это будущее нашего футбола и его следует сохранить, сберечь в интересах клубной и сборной команд. В идеальном плане при квалифицированной команде из подающего надежды игрока может вырасти суперфутболист (С.Ю. Тюленьков, В.T. Губа, A.B. Прохоров, 1997).

Отечественный психолог P.M. Загайнов, более 30 лет работавший с выдающимися представителями различных видов спорта, считает, что «представители элитной категории чемпионов располагаются как бы над основной группой спортсменов и, личностное описание, если пользоваться общепризнанными понятиями (мужество, смелость, умение настроиться и т.п.), крайне недостаточно. Особенности их поведения, реакции; саморегуляции (особенно в кризисных ситуациях) настолько своеобразны и индивидуальны, что стало очевидной необходимость научного поиска специфичных и нестандартных личностных характеристик».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7