Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов |
Выводы ученых говорят о том, что для успешного протекания тренировочного процесса необходимо соответствующее психофизиологическое состояние тренера, которое определяется единством внутренних и внешних условий его деятельности. Для этого в исследовании был использован адекватный методико-экспериментальный аппарат. В разработке методического аппарата мы исходили согласно М.В.Прохоровой (1993) из того, что информация о личности может быть получена из трех принципиально различных источников: 1. Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной профессиональной деятельности. Эти данные обычно получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение обследуемого в определенных ситуациях и в течение определенного периода времени. 2. Исследование личности с помощью опросников и других методов самооценки. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации, данные опросники (шкалы самооценок) занимают центральное место в личностных исследованиях. 3. Данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Их получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или экспертным оценкам. В этой связи основными научно-исследовательскими методами, примененными для решения задач настоящей работы, являлись методы самооценки и экспертного опроса. В качестве основного метода самооценки был использован подход, разработанный М.В.Прохоровой (1993), который предусматривал самооценку профессиональной компетентности тренера по основным компонентам профессиональной деятельности. В опросниках выделялись три группировки вопросов: - первая — по основным направлениям профессиональной деятельности: педагогическая работа, методическая работа, воспитательная работа, организаторская работа; - вторая — по психолого-педагогическим компонентам структуры деятельности тренера по футболу: гностический компонент, конструктивный компонент, организаторский компонент; - третья — по компонентам структуры управления учебно-тренировочной деятельностью: стратегический компонент, оперативный компонент, аналитический компонент. Отдельные показатели рассматривались с точки зрения их принадлежности одновременно к двум или даже к трем направлениям' деятельности одновременно. Комплексный анализ успешности профессиональной деятельности тренеров осуществлялся на основе методики оценки профессиональной компетенции, методики оценки творческого потенциала специалиста, методики оценки педагогической культуры, методики оценки умений анализировать и использовать в практической деятельности передовые тренерские технологии, методики оценки профессиональной педагогической направленности. Данные методики и технологии их использования довольно подробно описаны в докторской диссертации М.В.Прохоровой (1993). В нашей работе содержание перечисленных методик было подвергнуто определенной корректировке в соответствии с характером и спецификой деятельности тренера по футболу. Результаты самооценки различных сторон профессиональной деятельности тренера дополнялись результатами экспертного опроса. В качестве респондентов выступали специалисты по футболу г. Москвы и Ростова-на-Дону. Всего к исследованию было привлечено 37 респондентов. Для оценки профессиональной компетенции экспертов использовались рекомендации Э.П. Райхмана и Г.Г. Азгальдова (1974), которые считают, что профессионализация эксперта определяется комплексной оценкой, рассчитываемой по формуле: Кэ = 0,14Ксам + 0,21Квз + ОДЗКту + 0,22Кос + 0,30Квр, где: Ксам - самооценка компетентности; Квз - взаимная оценка компетентности экспертной группы; Кту - оценка заинтересованности эксперта и тщательность его работы; Кос - оценка эксперта по отклонению его мнения от среднего мнения группы; Квр - оценка по воспроизводимости результатов, т.е. оценок, данных экспертами. Содержание экспертного опроса включало оценки по определению значимых компонентов профессиональной деятельности тренера, установлению связей между отдельными компонентами деятельности, выявлению значимости этих связей и веса отдельных компонентов, изучению факторной структуры действий; определению отдельных видов педагогической деятельности; сопоставление испытуемых с этими видами деятельности и выявление возможности их осуществления; разработка инструментария для оценки деятельности тренера. |