Содержание работы |
Основными направлениями совершенствования деятельности подсистемы Роспотребнадзора в указанные годы являлось совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организационные мероприятия по объединению органов управления Роспотребнадзора с санитарно-эпидемиологическими службами других министерств и ведомств; повышение готовности и возможностей сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций, реализация государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в интересах обеспечения национальной безопасности, социальной и экономической стабильности, повышения уровня безопасности личности, общества и окружающей среды. Автором спланирована и охватывает все задачи, возложенные на сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), работа по осуществлению наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях. При участии автора, силами соответствующих служб (учреждений) и организаций проводится постоянный анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения, прогнозирование чрезвычайных ситуаций. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наблюдение и контроль организуется и проводится в целях своевременного обнаружения и индикации радионуклидов, опасных химических веществ, патогенных биологических агентов в питьевой воде, пищевом и фуражном сырье, продовольствии, объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде открытых водоемов, растительности и др.) и принятия экстренных мер по защите населения от радиоактивных веществ, опасных химических веществ, биологических агентов - возбудителей инфекционных заболеваний. Хотя социально-гигиенический мониторинг в ХМАО-Югре по существующей классификации относится к региональному уровню, однако, при наличии на изучаемой территории большого числа потенциально опасных объектов экономики организован и проводится мониторинг локальных масштабов (в городах, сельских поселках, отдельных объектах). С учетом этого в ХМАО-Югре выделено три уровня мониторинга: региональный, муниципальный, объектовый. Региональный уровень охватывает территорию всего округа и контроль проводится в рамках административно-хозяйственных единиц. На этом уровне наблюдение ведется в целях: оценки вероятности возникновения ЧС природного и техногенного характера; прогноза изменения уровней загрязнения радиоактивными и химически опасными веществами, а также биологического заражения окружающей среды; принятия решений по ограничению и ликвидации негативных изменений в селитебно-промышленных агломерациях, сельскохозяйственном производстве, транспортных коммуникациях и окружающей среде; осуществление контрмер, направленных на снижение техногенной опасности и оздоровление экологической обстановки. Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Лабораторный контроль является важнейшей структурной частью эпидемиологического надзора, позволяющий объективно оценить санитарно-эпидемиологическую обстановку и результаты по ее улучшению. СНЛК регионального образования состоит в основном из лабораторий различного профиля ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» (ФГУЗ ЦГиЭ), бассейновых, базовых, производственных лабораторий производственных объединений, акционерных обществ и ассоциаций Российской Федерации. Специалистами Управления Роспотребнадзора и ФГУЗ ЦГиЭ Ханты-Мансийского автономного округа при непосредственном участии и руководстве автора настоящей работы разработана модель взаимодействия учреждений и организаций различных ведомств по вопросам мониторинга среды обитания и разработана структура СНЛК регионального образования на мирное и военное время. С учетом наших предложений создана система СНЛК регионального, муниципального и межмуниципального уровней. Предложенная нами система функционирования СНЛК была утверждена Приказом главного государственного санитарного врача по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре № 86 от 03 марта 2005 г., Положением о Сети наблюдения лабораторного контроля госсанэпиднадзора ХМАО-Югре, затем Распоряжением Правительства ХМАО-Югры. |