Содержание работы |
На 9 административных территориях было создано 2 головных учреждения СНЛК в ФФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии» в г. Сургуте и Сургутском районе и г. Нижневартовске, Нижневартовском районе, г. Мегион, к которым прикреплены ФФГУЗ ЦГиЭ других сопредельных муниципальных образований. При этом учитывались особенности работы СНЛК для индикации и идентификации возбудителей инфекционных болезней человека, объектов окружающей среды, исследования генетически модифицированной продукции методом полимеразной цепной реакции (ПЦР). Дублерами головных СНЛК в системе СНЛК были определены ФФГУЗ ЦГиЭ г. Нефтеюганска и Нефтеюганского района и г. Радужный. Структура СНЛК Роспотребнадзора по ХМАО-Югре представлена на рис. 10. Организационная структура лабораторной службы ХМАО-Югра в сравнении с лабораториями ЦГСЭН и других муниципальных образований до реорганизации Госсанэпидслужбы включала 3 лаборатории: санитарно-гигиеническую, бактериологическую, радиологическую. В ФФГУЗ ЦГиЭ муниципальных образований имеются бактериологические и санитарно-гигиенические лаборатории. Следует отметить, что материально-технические и кадровые возможности лабораторий ФФГУЗ ЦГиЭ значительно ниже лабораторий ФГУЗ ЦГиЭ, они не полностью оснащены лабораторным оборудованием и новейшей диагностической аппаратурой. Эти причины были одними из основных при решении вопроса придания ФГУЗ ЦГиЭ статуса головного в СНЛК госсанэпиднадзора. В силу этого, для более квалифицированной лабораторной диагностики и большего охвата госсанэпиднадзором объектов и территорий, отрицательно влияющих на здоровье людей, создание зональной системы СНЛК является более эффективной в сравнении с созданной СНЛК госсанэпиднадзора на территории только одного муниципального образования. Для ФГУЗ ЦГиЭ в ХМАО-Югре и его филиалов, расположенных в муниципальных образованиях, а также ведомственные лаборатории, вошедшие в СНЛК региона, был утвержден «Порядок отбора и доставки, исследования проб окружающей среды, продовольственного сырья, пищевых продуктов» на предмет определения неизвестных опасных химических веществ, радионуклидов, патогенных биологических агентов. Разработаны мероприятия по планированию и организации подготовки учреждений СНЛК Ханты-Мансийского автономного округа с учетом вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на территории автономного округа. В соответствии с концепцией социально-гигиенического мониторинга на основании результатов проведенных исследований были разработан и внедрен комплекс мероприятий и управленческих решений, включенных в соответствующие Программы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия среды обитания и сохранения здоровья населения в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре. Рис. 10. Структура сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и территориальной подсистемы ХМАО-Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Выводы В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре сложилась напряженная санитарно-эпидемиологическая обстановка, обусловленная климатогеографическими особенностями региона и развивающейся нефтегазодобывающей промышленностью, которая требует проведения мероприятий по оздоровлению среды обитания и улучшению здоровья населения. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без очистки возросли с 1752,3 тыс.т. в 2001 г. до 2563,8 тыс.т. в 2007 г. Свыше 1 млн. 65 тыс. человек проживают на территории с повышенным содержанием в атмосферном воздухе вредных веществ; на территории автономного округа расположены 115 предприятий с канцерогенно-опасными производствами, ежегодно среди населения выявляется от 2903 до 3090 больных с впервые установленным онкологическим заболеванием. Источниками загрязнения атмосферного воздуха в регионе являются: нефтегазодобывающая промышленность (сжигание попутных газов на факелах), автотранспорт, Сургутская и Нижневартовская ГРЭС, котельные (работают в год не менее 8 месяцев), ТЭЦ и другие объекты, выделяющие в окружающую среду формальдегид, окислы азота, оксид углерода, диоксид серы, фенол, бенз(а)пирен, сажу, пыль. Во всех городах округа, где сконцентрировано до 85% населения, обнаружены повышенные концентрации формальдегида и взвешенных веществ. Рост добычи нефти и газа в 2004 - 2006 годах привел к высокому уровню загрязнения воздушной среды из-за увеличения количества нефтегазодобывающих предприятий, автотранспорта и другой техники. На долю автотранспорта приходится 37 - 39% от общего объёма выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. |