Социокультурный аспект институционализации туризма

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Нами была прослежена трансформация ценностей и потребностей общества в сфере туризма от традиционных к постиндустриальным обществам. Были рассмотрены подходы к определению понятий «ценности» и «потребности» в трудах классиков социологии различных направлений.

Кроме того, мы выделили ценности и потребности обществ, повлиявших на развитие и становление туризма: от религиозных к светским и далее к ценностям и потребностям постиндустриальных обществ.

Так, христианские ценности традиционных обществ нашли своё отражение в сфере путешествий и туризма в том, что они носили преимущественно религиозный и паломнический характер в соответствии с веяниями данного общества. С появлением в традиционных обществах секулятивной культуры к паломничествам добавились торговые, образовательные и лечебные путешествия. Благодаря высшим сословиям общества своё развитие получает элитарный туризм.

Индустриальное общество с его светской культурой и активистской системой ценностей способствовало активному становлению путешествий как одного из средств постижения мира. Появляется общая потребность людей в отдыхе, особую популярность приобретают экскурсионные и познавательные туры. Развитие данной потребности приводит к возникновению массового туризма.

На стадии постиндустриального общества происходит сдвиг экономической деятельности к сфере услуг, высвобождается свободное время. У людей появляется категория «своего времени», которую они могут использовать для удовлетворения своей потребности в отдыхе, через форму туристских путешествий. В обществе появляется новое чувство времени. Материализация ценностей даёт возможность туризму проявляться в качестве средства, способствующего определённому развитию и проверке цен-ностных ориентаций личности.

Временность потребления в постиндустриальных обществах зарождает категорию человека путешествующего, кроме того, потребление в данном типе общества – это, прежде всего, деятельность системы манипулирования знаками, где туризм – это нематериальная и неосязаемая услуга. Что в ещё большей степени способствует популяризации в обществах виртуального туризма как новой категории в жизни обществ – «индустрии ощущений».

На основе анализа трансформации ценностей и потребностей пост-индустриального общества в сфере туризма нами выделены тенденции постиндустриального общества, влияющие на развитие туризма в современном российском обществе. Выделена теоретическая основа для эмпирического исследования соответствия ценностей и потребностей современной российской студенческой молодёжи характеристикам постиндустриального общества.

Социокультурный анализ функций туризма как социального института на основании триады П.Сорокина (личность – общество – культура) позволил нам выделить следующие социокультурные функции: адаптивную; человекотворческую; информационно-коммуникативную; побудительную и рекреационную.

Использование в данном исследовании положений теории П.Бергера и Т.Лукмана позволило нам при рассмотрении социального института туризма выявить социокультурное содержание каждого этапа в становлении этого института.

Потребностью, обеспечившей возникновение туризма на этапе хабитуализации, явилась необходимость налаживания социальных связей с соседями, что способствовало появлению протуризма, где путешествия совершали на основании внутренних стремлений и интуитивных порывов к раздвиганию границ привычного мира.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9