Социокультурный аспект институционализации туризма |
Последний этап в институционализации туризма, соотнося с положениями теории П.Бергера и Т.Лукмана, характеризуется появлением социального контроля человеческой деятельности. Общая централизация и тоталитарный режим, существовавший в Советском Союзе, привели к тому, что туризм стал объектом контроля правящей партии и её институтов. Таким образом, этап институционализации туризма, связанный с появлением социального контроля, начался в конце января 1927 г., когда было создано Бюро туризма при МК комсомола, а после него Бюро туризма при ЦК ВЛКСМ, имеющее общесоюзный статус [17, с. 282, 283, 285, 288]. Далее происходит централизация всех управленческих структур туризма. С окон-чанием Второй мировой войны создаётся новая управленческая структура. Организации в новой структуре имеют всесоюзный и центральный статус. На монополии ВЦСПС в СССР развивается внутренний туризм и иностранный туризм. Монополизация государства в данной сфере проявилась в создании в стране государственных организаций, занимающихся обслуживанием иностранных туристов. В зависимости от времени это были «Совторгфлот», «Интурист», «Спутник». Централизация управленческих структур продолжается, когда Управление и Совет по иностранному туризму создаётся при Совмине СССР. Данная организация подвергается изменениям вплоть до 1989 г., когда она была упразднена [74, с. 287, 289]. Последняя управленческая структура в этой сфере была образована в 1991 г., но так и не успела приступить к своим обязанностям из-за событий августовского путча [50, с. 25]. Таким образом, по нашему мнению, именно создание государственных организаций, регулирующих туристскую деятельность, свидетельствует о протекании процесса социального контроля человеческой деятельности. К 80-м гг. XX в. произошло полное формирование социального института туризма. По нашему мнению, процессы, начинающиеся в период с 1990 г. по настоящее время и характеризующиеся изменением социального института туризма, следует рассматривать отдельно от общего процесса формирования социального института туризма. В условиях преобразования общества не образовался кардинально новый социальный институт туризма. Уже сформировавшийся социальный институт подвергся изменениям, при этом сохранилась преемственность с ранее сложившейся организацией, следовательно, процесс, происходивший в социальном институте туризма в России 90-х гг. XX в. и начале XXI в., необходимо обозначить как процесс реинституционализации социального института туризма. К.А. Евдокимов говорит об одновременном протекании в этот период трёх процессов: - распада предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий); - создания новых предприятий (туроператоров и турагентов); - модификации старых предприятий путём перестройки на разработку социально ориентированного туристского продукта [27, с. 56]. Данный период связан с преобразованием национальной туристской администрации России. За десятилетие было произведено десять преобразований Федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие туризма в Российской Федерации. Первое изменение было произведено 27 марта 1992 г., когда было создано Министерство культуры и туризма Российской Федерации [50, с. 25-26]. Последнее преобразование было проведено 5 июля 2000 г., когда постановлением правительства РФ ведение вопросами государственного управления и межотраслевой координации в сфере туризма передано в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, где создан департамент туризма [50, с. 25-26]. |