Социокультурный аспект институционализации туризма |
Туризм становится индустрией досуга. Он превращается в массовую и преобладающую форму путешествий. С 1883 г. начинается подготовка специалистов для индустрии гостеприимства, в середине XX в. учреждается Международная академия туризма в Монако под покровительством королевской семьи. Таким образом, мы видим, что на этапе разделения и доступности для всех членов социальной группы типизаций опривыченных действий происходит становление в мире массового туризма. прокат лыж Начало этапа социального контроля человеческой деятельности в становление социального института туризма в мире следует отнести к 1898 г. когда была создана Международная лига туристских обществ. После этого происходит формирование Международной гостиничной ассоциации, Всемирной ассоциации воздушного транспорта, Международной ассоциации научных экспертов по туризму. Проводится первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма в Гааге. Проводятся Конференции ООН по международному туризму и путешествиям, Европейская конференция по молодёжному и студенческому туризму, конференции в Гааге, Осаке, Эстерсунде. Начиная с 1925 г. в мире действует организация, которая после нескольких изменений её названия сейчас называется ЮН ВТО. Принимаются «Хартия туризма» и «Кодекс туриста» [17, с. 291–296]. Таким образом, мы видим, что в процессе институционализации туризма в мировом сообществе на протяжении всего XX в. создаются международные ассоциации, проводятся конференции, принимаются хартии и кодексы, регулирующие и контролирующие международную деятельность в сфере туризма. Наряду с этим практически в каждой стране мира созданы и действуют организации, контролирующие и регулирующие деятельность в сфере туризма на национальном уровне. Стадия хабитуализации в формировании социального института туризма на Руси практически ведёт свой отсчёт, начиная с VIII в. и до правления Петра I, когда достаточно широкое распространение получил паломнический туризм, путешествия князей к родственникам в другие государства. Тяга к приключениям и новым впечатлениям отправляла в путь казаков, землепроходцев, купцов и студентов-космополитов. Таким образом, на стадии опривычивания туристской деятельности на Руси можно говорить о существовании паломничества, зачатков социального туризма правящей элиты и экспедиций землепроходцев. Время правления Петра I заложило основы перехода от стадии хабитуализации к историческому становлению социального института туризма, ведь именно в это время происходит возникновения курортов и лечебного туризма в государстве. Также в это время появляется традиция образовательных путешествий молодых людей из России, продолженная Екатериной II. А создание первого музея в России способствовало возникновению музейного туризма, выполнявшего просветительскую функцию. Вторая половина XVIII в. связана с появлением первых сведений о школьных экскурсиях. Таким образом, процесс опривычивания деятельности в истории российского туризма завершился созданием в стране первых курортов, возникновением музейного туризма и экскурсионной деятельности. На протяжении всего этого этапа происходит просветительская роль путешествий. Следующий этап в развитии институционализации туризма в России связан, применительно положений теории П.Бергера и Т.Лукмана к туризму, с историческим созданием взаимных типизаций действий. Первым событием, которое можно отнести к данному, является создание в 1871 г. первой туристской фирмы в Российской империи – «Акционерного общества Иматры» («АОИ»). Устав этой фирмы был зарегистрирован 28 февраля 1871 г. сенатом Великого княжества Финляндского (входившего тогда в состав Российской империи) [17, с. 302]. |