Социокультурный аспект институционализации туризма |
В становлении социального института туризма в мире выделяются следующие события на стадии хабитуализации. Прежде всего, это первое плавание египтян по Средиземному морю, историческое свидетельство которого относится к XXVІІ в. до н. э. Оно было совершено по велению фараона Снофру [17, с. 285]. Со временем способы перемещения человека трансформировались, изменялись в зависимости от стадии развития человечества. В античные времена путешествия это в основном торговля, образование, паломничество и лечение. Древняя Греция способствовала зарождению спортивных поездок: Олимпийские игры собирали зрителей и участников со всех уголков страны. В средние века увеличивается количество религиозных путешествий – поклонений святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и Просвещения усиливает индивидуальный характер путешествий и образовательную направленность поездок. На наш взгляд, для стадии хабитуализации в туризме были характерны путешествия, которые носят черты «протуризма». Таким образом, стадия хабитуализации характеризуется примитивизмом средств передвижения, используемых во время путешествия, а также тем, что путешествие не было самоцелью, а являлось необходимым условием и средством достижения поставленной цели. Это были торговые, образовательные, лечебные, паломнические и элитарные путешествия. Институционализация туризма в мире на этапе, связанном с историческим созданием взаимных типизаций действий, характеризуется такими событиями, как увеличение качества и надёжности транспортных перевозок вместе со снижением их стоимости. В XIX в. появились первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. Возникают первые гостиницы. Со второй половины XIX в. индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: открываются первые бюро путешествий, первые туристские фирмы. «В 1841 г. Томас Кук организовал первую коммерческую туристскую поездку, в результате которой в путешествие из Ланкастера и Лонгоборуг отправились 570 членов трезвости. Комплекс услуг включал в себя 20-мильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр» [53, с. 17]. Идею Т.Кука вскоре подхватили предприниматели многих индустриально развитых стран Европы, где в 40–50-е гг. XIX в. открывались бюро путешествий и различные клубы и ассоциации. Ещё через десять лет в Западной Европе возникают самостоятельные специализированные организации в области туризма. Они соответствовали современным туристским обществам и союзам. Таким образом, мы видим, что в мире на стадии исторической типизации взаимных действий появились первые туристские гостиницы, бюро и фирмы, а также общества и союзы. Следующий этап институционализации туризма в мире, когда, по мнению П.Бергера и Т.Лукмана, всеми членами социальной группы всегда разделяется и доступна для их понимания типизация опривыченных действий, связан с первой половиной XX в. В этот период создаются национальные и международные курорты и центры туризма в различных регионах, чтобы все более широкие слои населения получили доступ к туризму. Между первой и второй мировыми войнами туризм становится не только развлекательным, но и приобретает черты познавательного. Самое главное, что в этот период зарождается массовый туризм. В конце 40-х гг XX в. туризм возвращается на довоенный уровень. В это время туристские путешествия получают широкое распространение в США и Канаде. Вместо туризма индивидуалов действует массовый туризм. Среди его участников представители среднего класса, молодёжь, научная интеллигенция. |