Социокультурный аспект институционализации туризма |
Для понимания социокультурного содержания туризма как социального института, имеющего длительный путь своего развития, необходимо рассмотрение его генезиса на разных этапах исторического социокультурного развития. Согласно «Российской социологической энциклопедии» под институционализацией понимается процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социального института. Важными предпосылками этого процесса являются: 1) возникновение определённых общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий; 2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения; 3) интернализация индивидом новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий [70]. Ещё одним важным компонентом институционализации является организационное формирование социального института: создание его материальной, финансовой, ресурсной базы. Обычно это совокупность людей, учреждений, наделённых материальными и финансовыми средствами для выполнения определённых социальных функций [45, с. 208]. П.Бергер и Т.Лукман в трактате по социологии знания «Социальное конструирование реальности» определяют институционализацию как «осуществление взаимной типизации опривыченных действий деятелями разного рода» [11, с. 92]. В настоящее время многообразие туризма и длительность его исторического развития обусловили интерес учёных к исследованию данного феномена. Сегодня предпринимаются попытки систематизации и периодизации процесса развития туризма. Так, К.А.Евдокимов в работе «Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества» выделил четыре этапа: - доинституциональный период (предыстория туризма с древнейших времен до XІX в.); - период первичной институционализации (элитарный туризм с XІX по XX вв.); - период вторичной институционализации (зарождение массового туризма – начало XX в. – до второй мировой войны); - заключительный период институционализации (современный этап развития общества) [27]. Создавая свою классификацию степени институционализации туризма, К.А.Евдокимов основывается на периодизации истории европейского туризма. Эта периодизация приводится в работах Л.П.Воронковой, [83, с. 118], Е.В.Масловой, В.Сапруновой. Согласно теории П.Бергера и Т.Лукмана процессу институционализации предшествует деятельность по опривычиванию своего поведения. Авторами эта деятельность именуется также как хабитуализация. Длительная социальная ситуация способствует взаимной типизации опривыченных действий, т.е. институционализации. В этом процессе можно выделить следующие этапы: - всеми членами социальной группы всегда разделяется и доступна для их понимания типизация опривыченных действий. «Действия типа Х должны совершаться деятелями типа Х»; - постепенно в ходе общего исторического процесса создаются взаимные типизации действий; - подверженность человеческой деятельности социальному контролю [11, с. 92]. Нам представляется целесообразным для решения задач данного исследования применить положения теории П.Бергера и Т.Лукмана к исследованию исторического становления социального института туризма. Прежде всего, следует выделить события, которые происходили на стадии опривычивания деятельности (хабитуализации). К ней можно отнести такие первые путешествия, как переселения и колонизацию, военные походы, пиратство, торговые и дипломатические экспедиции, паломничество и миссионерство. Эти путешествия являются характерными для Руси и других стран. |