Социокультурный аспект институционализации туризма |
Вторая половина XІX в. связана с появлением ряда туристских и экскурсионных организаций: Общества любителей природоведения (ОЛП), Альпийского клуба, Общества любителей природоведения и Альпийского кавказского клуба, Общества велосипедистов-туристов «Русский туринг-клуб», «Кружка любителей природы, горного спорта и Крымских гор», Крымского горного клуба, Российского общества туристов-велосипеди-стов. Ряд исследователей связывает появление туристского бизнеса в России с деятельностью фирмы Леопольда Липсона. В 1885 г. в Санкт-Петербурге была опубликована небольшая книжка «Первое в России предприятие для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липсона», которая фактически излагала концепцию работы туристской фирмы [17, с. 187-188]. Таким образом, мы видим, что на этапе исторического создания взаимных типизаций действий происходит появление первых туристских фирм в стране и формирование туристских и экскурсионных организаций. Ещё одним этапом в институционализации туризма является понимание всеми членами социальной группы, что типизация опривыченных действий должна разделяться и быть доступной для их понимания. «Действия типа Х должны совершаться деятелями типа Х». На этом этапе в России было основано Российское общество туристов (РОТ). Годом создания РОТ является 1895 г. Основной целью общества было содействие развитию института туризма. Общество имело свой устав из 35 статей. В стране открывается первое в России Ялтинское экскурсионное бюро при Крымско-Кавказском горном клубе, при педагогическом обществе начинает работу комиссия по организации экскурсий для учащихся. В Москве создаётся Русское горное общество. Работу по туризму на Кавказе проводит Кавказское горное общество (КГО) в Пятигорске, первый клуб автопутешественников открывается в Санкт-Петербурге [17, с. 292]. После этого все события, связанные с процессом организационного формирования социального института туризма, происходят в стране, которая стала называться Советский Союз. Одной из характеристик процесса институционализации является подготовка специалистов и профессиональная деятельность. По мере повышения интереса населения к туризму и экскурсиям встал вопрос о подготовке общественных кадров. Экскурсия как вид обучения была использована в начале 1918 г., в это же время была создана первая организация, координирующая этот процесс – Бюро школьных экскурсий Наркомпроса. Впоследствии в Советском Союзе создаётся широкая база по подготовке профессиональных кадров для туристской отрасли. Первые события этого процесса относятся к 20-м гг. XX в., а окончательное формирование системы подготовки профессиональных кадров происходит к 80-му году. За это время в Советском Союзе были созданы учебные заведения, занимаю-щиеся подготовкой профессиональных кадров, а также научно-исследо-вательские институты и лаборатории в сфере туризма. Как мы видим, создание в Советском Союзе широкой базы по подготовке профессиональных кадров для туристской отрасли свидетельствует о том, что в процессе институционализации явно проходил этап, связанный с тем, что «деятельность типа Х должны выполнять деятели типа Х». В данном случае мы применили схему, предложенную Т.Бергером и Н.Лук-маном к туризму, где получилось, что деятельность типа Х – это туристско-экскурсионная деятельность, а деятели типа Х – это специалисты по туризму и экскурсионному делу. Без создания учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для какой-либо деятельности, невозможно осуществление этой деятельности на профессиональной основе. |