Характеристика системы экскурсионного менеджмента |
Управление доходной деятельностью на туристском рынке имеет в виду движение туристского продукта от исходного производителя до потребителя. Эта проблема неоднозначна и имеет разные уровни приложения. Из-за разобщенности производителя туристских услуг и потребителя на рынке движущими силами последовательно выступают такие организации и предприятия: гостиницы, рестораны, транспорт (поставщики услуг); системы бронирования и резервирования, глобальные компьютерные сети; туроператоры; турагенты; потребители (туристы). В этой связи можно выделить несколько секторов менеджмента на туристском рынке: 1. Производственный менеджмент - производители туристских услуг (гостиницы, рестораны, транспорт, экскурсионное бюро). 2. Корпоративный менеджмент – союзы производителей, корпораций, ассоциаций. 3. Менеджмент туроперейтинга – туроператоры. 4. Менеджмент реализации – агентская сеть. 5. Социологический менеджмент – рынок потребителей. Каждый сектор менеджмента на туристском рынке имеет свои особенности и требует интенсификации и прогрессивной технологии управления. Комплексный подход к организации туристского обслуживания предусматривает четыре уровня менеджмента: - государственный, - отраслевой, - производственный, - оперативный При этом следует учитывать факторы, оказывающие влияние на стратегии управления. Эти факторы могут быть как внешними (социальные, политические условия и др.), так и внутренними (государственная политика в туризме, возможности туристского привлечения и услуг). Государственный уровень менеджмента в туризме включает в себя политику государственного регулирования развития отрасли. Развитием и деятельности туризма в России руководит специальный орган: Комитет по физической культуре, спорту и туризму при Правительстве Российской Федерации. Комитет имеет в своем составе девять подразделений: Управление программ и координации развития туризма, Экономическое управление, Управление международного сотрудничества, Управление кадров, науки и образования, Управление совершенствования организации туристского обслуживания, Правовое управление, Финансовое управление. Управление делами, Рекламно-издательский отдел. Целью работы Комитета является координация развития отрасли в соответствии с государственной политикой, а также подготовка основных руководящих документов по развитию туризма в РФ. Задачами государственной политики в сфере туризма являются: - предоставление гражданам России возможности заниматься туризмом при соблюдении индивидуального и коллективного права; - обеспечение социальной необходимости в туристском обслуживании (все желающие должны получить доступ к туристским услугам); - выделение приоритетных направлений развития туризма, исходя из потребностей различных социально-демографических групп населения; - постоянное повышение качества обслуживания туристов и экскурсантов на основе внедрения программно-целевых методов управления качеством и системы стандартизации; - внедрение программных принципов комплексного обслуживания туристов и совершенствование структуры материальной базы туризма; - создание благоприятных экономико-правовых условий для развития национального туристского бизнеса. В целях совершенствования работы отрасли и повышения социальной и экономической эффективности необходимо широкое развитие научно-исследовательских изысканий по различным проблемам туризма. Основными из них являются: - разработка Генеральной схемы управления туристской отрасли; - разработка научно-обоснованных отраслевых экономических нормативов, дифференцированных для различных регионов страны; - определение стоимости туристских ресурсов и размеров отчислений от прибыли в местный бюджет в зависимости от степени и целей использования; - исследование платежеспособного спроса различных социально-демографических групп населения на туристские услуги; - разработка соответствующей нормативной базы, создающей режим благоприятствования для развития национального туристского бизнеса. Рассматривая государственный уровень управления туристской отраслью, представляется благоприятным законодательное введение льготного налогообложения для развивающихся национальных туристских организаций и предприятий (особенно в сфере активного туризма), а также беспроцентного кредитования таких предприятий. Опыт такой государственной политики в туристской сфере мы можем видеть на примере многих зарубежных стран: Швейцарии, Греции, Франции и др. Сущность и функции менеджмента Экономический прогресс передовых стран мира обусловлен во многом эффективностью менеджмента – управления. Умение управлять, руководить людьми, занятыми в сфере производства, туризма, торговли и сбыта, зависит от многих факторов. Но главный фактор, определяющий на две трети успех дела, - это человеческий фактор. Корни предпринимательства и менеджмента кроются в экономических отношениях собственности, которые возникают между людьми в процессе присвоения ими средств и результатов труда. Данный процесс в туристско-экскурсионной организации реализуется через осуществление следующих функций. Первая функция – предпринимательская. Реализуя ее, собственник создает предприятие; принимает основополагающие решение о главных направлениях своей деятельности, путях использования производственного и научно-технического потенциала, рыночной стратегии и т. д. Вторая функция – производственная. Она связана с практической реализацией предпринимательский решений, изготовлением туристского продукта и оказанием услуг. Третьей функцией является управленческая (менеджмент). Она состоит из организации процесса производства и сбыта туристского продукта и услуг, найма работников и повседневного руководства ими. Четвертая функция – присвоение результатов производства: получение, распределение и использование прибыли. Собственник может быть одним лицом или коллективом.
|